Эти навыки, бесспорно, важны. Но они – лишь небольшая часть готовности к обучению ребенка в школе.
Это развитие тонкой моторики пальцев и ориентировки в пространстве, в том числе, на листе бумаги.
Пальцы развиты хорошо, когда будущий первоклассник уверенно работает карандашом, раскрашивает, не выходя за контур, в одном направлении. Во время раскрашивания ребенок не крутит лист, правильно держит карандаш. Нарисованные им линии точные, давление на карандаш среднее.
Ребенок ловко работает ножницами, вырезая по контуру, и не выходит за него. Линия вырезания плавная.
Детям под силу аккуратно нарезать ножом батон, огурец, сыр, перемешать салат так, чтобы он не вывалится из салатницы. Налить, не проливая, молоко или сок из бутылки в кружку.
При хорошем развитии восприятия пространства дошкольник свободно ориентируется в знакомой местности, может показать путь от магазина до дома, знает, в какой стороне знакомые ему объекты: детский сад, бассейн.
При работе на листе бумаги ребенок знает центр, верхние и нижние, правые и левые углы. Он может без труда начать работу от указанного взрослым ориентира (точки в левом верхнем углу страницы или центра листа).
Коммуникативная зрелость – это навык строить отношения, идти на контакт с обществом, неконфликтно существовать. Способность строить отношения зависит от темперамента малыша. Непросто научиться общению и «тихоням», и «шустрикам».
Ребенок должен уметь:
Участие в школьной жизни предполагает высокий уровень терпения. Дошкольнику нужно научиться не только сидеть на уроке, но и усваивать материал, даже если ему становится скучно.
Нужно ждать, пока ответит одноклассник, а ответить так хочется!
Хорошей помощью в тренировке терпения являются игры с правилами и помощь детей в работе по дому. Родителям нужно научить ребенка не бросать начатое дело, а заканчивать его. Здесь не нужно придумывать специальных упражнений – научите мыть посуду или закрашивать всю картинку до конца.
Для ребенка начало школьного периода – ответственное и не простое время. От родителей зависит, будет ли малыш организованным. Сформированы ли у него навыки общения, терпения, самостоятельности? Эти качества являются главными для начала успешного обучения в школе.